Сердечно-сосудистые заболевания – причина смерти номер один во всем мире. В Украине их доля в структуре смертности превышает 60%. О наиболее распространенных заболеваниях сердца, их причинах, симптомах, диагностике, лечении и профилактике нам рассказал известный кардиохирург Борис Тодуров.
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ ТОДУРОВ
Генеральный директор киевского Института сердца Министерства здравоохранения Украины, член-корреспондент НАМН Украины, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины.
Сколько людей в Украине ежегодно нуждаются в операциях на сердце и сколько их проводится?
По самым скромным подсчетам нам нужно делать около 140 000 операций на открытом сердце в год. Проводится же их всего 36 000. Мы должны делать почти 200 000 ангиографических процедур и процедур по стентированию коронарных артерий ежегодно, а проводим лишь восьмую часть от необходимого количества. Та же история с протезированием клапанов – оперируем только четвертую часть от общего числа нуждающихся в этом пациентов. Такая же ситуация с имплантацией кардиостимуляторов – спасаем максимум 30% больных. Я уж не говорю о пересадке сердца. В ней нуждается до 2 000 человек ежегодно. А проведено за последние шестнадцать лет менее 10 операций по пересадке донорского сердца и всего одна пересадка механического.
Чем обусловлена такая печальная статистика?
Это комплексная проблема. И начинается она с подготовки специалистов. У нас, к сожалению, в медуниверситетах даже нет кафедр кардиологии и кардиохирургии. Не существует также механизма привлечения зарубежных специалистов в наши клиники.
Вторая проблема – отсутствие современных стандартов лечения. По многим заболеваниям пользуемся протоколами 90-х годов. А ведь медицина давно уже ушла вперед.
Третья – искусственно созданная централизация оказания кардиохирургической помощи. Большая часть всех кардиологических операций делается в Киеве, многие регионы не имеют никакой, даже малой, кардиохирургии.
Кроме того, до сих пор у нас не принят закон об обязательном медицинском страховании, а соответственно, нет и таких понятий, как оказание медицинской услуги и ее оплата. Ну и, конечно, очень серьезная проблема с финансированием.
Сколько операций проводится в Институте сердца ежегодно?
Сегодня мы лидеры по количеству и качеству кардиохирургической помощи в Украине, на своих 168 койках делаем 5 000 операций на сердце в год. Каждое третье аортокоронарное шунтирование и каждое четвертое стентирование в стране проводится в Институте сердца. Ежегодно мы делаем около 500 операций детям с врожденными пороками сердца, по большей части это новорожденные. В нашем отделении врожденных пороков сердца 25 коек.
Каковы наиболее распространенные кардиопатологии у детей и взрослых?
У взрослых наиболее часто встречается ишемическая болезнь сердца. На втором месте – приобретенные клапанные пороки сердца, Это и ишемические, и атеросклеротические клапанные поражения, в основном – аортального клапана у пожилых людей. Очень много сопутствующей патологии, когда необходимо и шунтирование, и замена клапана. Занимаемся также тромбоэмболиями легочной артерии, в год у нас около 100 таких больных.
Что касается врожденных пороков, то наличествуют практически все, начиная от межпредсердных и межжелудочковых дефектов, тетрады Фалло, аномальных дренажей легочных вен и заканчивая гиперплазией левых отделов сердца, когда операции нужно делать в первые часы после рождения ребенка. И мы это все оперируем.
Кто в группе риска по сердечно-сосудистым заболеваниям?
Один из главных факторов риска – артериальная гипертензия. Второй – курение. Одна выкуренная сигарета не может компенсироваться никакими лекарственными препаратами, известными на сегодня медицине. Далее в группе риска люди, страдающие сахарным диабетом и метаболическим синдромом. Если у вас в роду есть или был кто-то с артериальной гипертензией и атеросклерозом, вам особенно нужно следить за своими сосудами. Ну и не следует забывать о гиподинамии и хронических стрессах.
Что должно встревожить человека и заставить посетить кардиолога?
Любые боли за грудиной и нарушения ритма. Одышка при нагрузке. Боли, иррадиирующие в лопатку, в спину, в руку, в шею, иногда в язык. Если такое случается, хотя бы периодически, то это симптомы, которые нельзя игнорировать.
У детей те же признаки заболеваний сердца?
У детей, как правило, сердце редко болит. У малышей другие симптомы. Есть так называемые синие пороки, они очевидны – губы и язык имею синюшный оттенок. Есть белые пороки, при них на первый план выходит одышка. Если ребенок плохо дышит, ему не хватает сил непрерывно сосать грудь, нужны частые передышки, он плохо набирает вес, а если приложить ухо или руку к грудной клетке, слышен какой-то нехарактерный шумок, нужно срочно бежать к кардиохирургу.
Самые распространенные сегодня кардиологические операции – стентирование и шунтирование. В каких случаях они требуются?
Всем больным с ишемической болезнью сердца мы проводим диагностическую коронарографию. 60% ишемических больных стентируются. 40% – те, кому в силу анатомических особенностей технически невозможно сделать стентирование, идут на шунти рование. Операций по шунтированию мы делаем примерно 1300 в год, когда у человека собственные коронарные артерии закрыты более, чем на 70%.
Аортокоронарное шунтирование – полостная операция, позволяющая восстановить кровоток в пораженных атеросклерозом артериях сердца путем обхода места сужения коронарного сосуда с помощью сосудистых трансплантатов (шунтов), которые берут у самих пациентов из внутренней грудной артерии, большой подкожной вены на ноге или лучевой артерии на руке. Один конец шунта вшивается в аорту, второй – в коронарную артерию ниже места сужения (закупорки).
Коронарное стентирование – малоинвазивная операция, позволяющая расширить критически узкое место в пораженном атеросклерозом сосуде с помощью стента, специального устройства в виде металлической трубочки с сетчатым строением стенки. Стент располагается на баллоне и в нераскрытом состоянии имеет очень небольшие размеры. В сложенном виде он подводится к пораженному участку сосуда, и после раздувания баллона внутри коронарной артерии трубочка раскрывается, расширяет просвет сосуда, вживляется в его стенку и остается в таком положении навсегда. Тем самым налаживается нормальное кровоснабжение сердца.
Часто люди боятся стентирования. Насколько оправдан этот страх?
Человек должен бояться не операции, а остаться без операции, когда она необходима. Для принятия решения нужно знать всего три цифры: риск стентирования – 0,1%, риск шунтирования – 0,8%, а риск умереть от инфаркта – 16%. И все сразу понимают, чего действительно нужно бояться. Причем при необходимости лучше делать плановое стентирование, не дожидаясь инфаркта.
Можно ли избежать проблем с сердечно-сосудистой системой?
Имея 30-летний опыт работы кардиохирургом, я с уверенностью могу утверждать, что многих из тех, кто умирает сегодня от сердечно-сосудистых патологий, можно было бы спасти, если бы люди своевременно обращались к кардиологам. К сожалению, большинство моих пациентов приходят ко мне в крайне запущенном состоянии, ведь они не были у врача на протяжении многих лет.
Точно так же как вы пригоняете свой автомобиль на станцию техобслуживания, меняете масло, фильтры, проверяете давление в шинах и тормозные колодки, так же необходимо заботиться и о вашем организме, ведь он – та же машина, а сердце – ваш мотор.
Какие исследования необходимо делать ежегодно?
Во-первых, нужно сдать общий и биохимический анализ крови, в которых определяются уровень холестерина и сахара в крови, а также десятки других важных показателей. Во-вторых, сделать электрокардиограмму и эхокардиограмму – обязательно. Это наиболее объективная диагностика всех сердечных заболеваний. Артериальное давление вообще нужно измерять регулярно, хотя бы раз в месяц.
УЗИ брюшной полости позволит обнаружить камни в желчном пузыре, проблемы печени, почек и поджелудочной железы, а также выявить некоторые онкологические заболевания на очень ранних стадиях. У жителей Украины после Чернобыльской трагедии особенно часты болезни эндокринной системы. Поэтому раз в год нужно осуществлять проверку состояния щитовидной железы и гормонального фона. Флюорография также входит в перечень обязательных ежегодных исследований, она позволяет выявить туберкулез и другие заболевания легких.
После 40 лет мужчинам я бы рекомендовал почаще посещать уролога, а женщинам – гинеколога. Эти простые процедуры займут всего несколько часов, зато дадут общую картину вашего здоровья. Они уберегут вас от большинства неприятностей и уж точно осмотр будет в десятки раз дешевле, чем лечение запущенного заболевания. Парадокс нашего времени заключается в том, что зачастую личный автомобиль люди любят больше, чем свое сердце. Мы тратим на электронные девайсы больше времени, чем на собственное здоровье. Задумайтесь об этом. Ведь с тех пор, как были отменены обязательные медицинские осмотры, вся ответственность за вашу жизнь только в ваших руках.
Насколько кардиохирургия – командная специальность?
В одиночку кардиохирург вообще ничего сделать не может. Ему для проведения операции недостаточно только стола и операционной сестры. Ему нужен очень грамотный кардиоанестезиолог, перфузиолог, суперлаборатория, очень мощная реанимация и так далее. Это высокотехнологичная отрасль, связанная с искусственным кровообращением, наркозом, управлением гемодинамикой, со многими такими вещами, для которых необходима большая команда. И кардиохирург выступает только в роли дирижера большого оркестра, распределяя роли и решая, на каком этапе на первый план периодически выходят «солисты».
Значит, кардиохирургу проще стать хорошим администратором?
Они все хорошие организаторы, как правило. Но важно найти ту команду, с которой ты работаешь в резонансе, на одной волне. И я горжусь, что у нас такой коллектив сложился. Операцию по пересадке механического сердца в этом году делала та же хирургическая бригада, которая делала пересадки живого сердца 16 лет назад.
Что для вас высший пилотаж в профессии?
Однозначно – врожденные пороки.
Это сложнее чем трансплантация?
Да. Врожденные пороки всегда были главным вызовом в кардиохирургии. К счастью, я начинал с них, занимался 13 лет только врожденными пороками. Как правило, именно те, кто начинает свою хирургическую практику с врожденных пороков, становятся серьезными хирургами, так как они лучше других знают гемодинамику, они обучены оперировать на очень тонких и мелких сосудах, они намного более аккуратны в своих движениях. Тому, кто начинал с врожденных пороков, гораздо легче освоить взрослую кардиохирургию. Но не наоборот. Ты можешь быть очень хорошим взрослым кардиохирургом, но детским можешь не стать.
Есть ли у вас что-то, чего еще не достигли в профессии?
Мы сделали уже все операции, которые делают кардиохирурги на Западе. Исключение – некоторые высокотехнологичные процедуры. Например, у нас нет робототехники, и те операции, которые на Западе проводят малоинвазивными методами, при помощи роботов и манипуляторов, мы делаем на открытом сердце. Но уже не осталось диагнозов, при которых мы не могли бы спасать людей, и заболеваний, которые не могли бы лечить.
То есть все профессиональные амбиции удовлетворены?
Нет, конечно. В кардиохирургии нельзя научиться один раз и на всю жизнь. Каждый год мы получаем профессиональные вызовы. Технологии постоянно обновляются, появляются новые фармацевтические возможности, суперсовременное медицинское оборудование и инструменты. И нужно обязательно успевать за этими изменениями, регулярно обучаться чему-то новому, иначе через два-три года ты уже устарел.
Работа хирурга – это не только постоянный стресс, но и очень приличная физическая нагрузка. Как расслабляетесь и поддерживаете форму?
Бассейн, спортзал, природа, рыбалка. Если прихожу домой не очень поздно и еще не совсем темно, иду в сад: обрезаю деревья, кошу траву, вожусь по хозяйству. У меня есть куры, утки, голуби, кролики. Они – моя отдушина, с ними я отдыхаю. Есть еще инкубатор, где сам выращиваю цыплят. Все это и дает силы.
Вы верите в чудо?
Ну а как же! Мы каждый день этим и занимаемся. Если бы мы не верили в чудеса, то и сами бы их не делали.