Привычного деления человеческой «биографии» на детство, взрослость, старость уже недостаточно. К этим трем этапам добавляются особые годы – так называемый третий возраст, или истинная зрелость. И мы можем прожить их во всей полноте!
в XVI веке брюзгливо писал, что женщина в 25 уже стара для балов и должна оставить свет ради детей и внуков. В XXI-м 70-летняя актриса Катрин Денёв снимается в эротической сцене фильма «За сигаретами». И этим элегантно доказывает: сегодня изменилось не только количество лет нашей жизни, но и их качество.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ
99% истории человечества составляют каменные века, и все это время средняя продолжительности жизни едва дотягивала до 20 лет. Научившись использовать металлы, человек стал жить лет на 10 дольше и так протянул вплоть до новейшего времени. Да, средняя продолжительность жизни выросла с 30 до 40 лет только к концу XIX века!
Нет, наши предки не умирали, разменяв третий десяток. Наверняка, и в эпоху палеолита встречались сорокалетние «старцы», отец медицины Гиппократ прожил впечатляющие 90 лет, а главная официальная долгожительница Земли Жанна Кальман достигла 122 лет, 5 месяцев и 14 дней. Средняя продолжительность жизни (СПЖ) – понятие из сферы статистики и обозначает средний возраст всех представителей популяции с учетом смертности и долгожительства. А на него влияет множество факторов: войны, эпидемии, социальные потрясения, наследственность, условия жизни и пр. Вот почему данные о средней продолжительности жизни до ХХ века выглядят неутешительно.
РЕВОЛЮЦИЯ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ
По данным Института демографии им. Макса Планка, с XIX века СПЖ увеличивается на 2,5 года каждое десятилетие. Сегодня для мира в целом этот показатель составляет 71 год: 68,5 года для мужчин и 73,5 – для женщин.
Важнейшую роль в этом ускоренном рывке – всего 100 лет! – сыграло развитие в XIX веке медицины, в частности санитарии и гигиены. По словам выдающегося украинского геронтолога Д. Ф. Чеботарева, медицина решила одну из главных задач – обеспечила человеку возможность дожить до естественной старости.
По версии американского демографа и эпидемиолога А. Р. Омрана, в этом процессе выделяются 4 стадии.
На первой стадии уменьшается смертность от наиболее опасных инфекционных заболеваний (чума, холера, оспа), а также от голода.
На второй снижается заболеваемость и смертность из-за туберкулеза, желудочно-кишечных инфекций, детских инфекций. На третьей стадии начинается борьба с «недугами индустриализации» – заболеваниями сердечно-сосудистой системы и опухолями, а медицина ориентируется на предупреждение нездоровья. Развитые страны достигли четвертой стадии благодаря профилактике болезней, прогрессу в лечении генетических патологий и пороков внутриутробного развития. Для первых трех стадий характерно улучшение здоровья и продолжительности жизни детей и молодых женщин, для четвертой – пожилых и стариков, преимущественно мужчин.
СЕДОЙ РАССВЕТ
Столь поэтичное название придумали для необычной ситуации. В связи с удлинением СПЖ и с уменьшением рождаемости в развитых странах в мире наблюдается старение (или «поседение») населения: увеличение доли людей в возрасте от 65 лет и выше. По данным ООН, к 2025 году примерно каждый шестой житель Земли будет старше 60 лет, а это более 1 млрд пожилых и престарелых людей.
Впрочем, это не повод для паники. Параллельно происходит и другой процесс – «омоложение» населения. Благодаря развитию медицины человек дольше сохраняет здоровье, что влияет на психологические, культурные, общественно-социальные и другие процессы. Немалую роль играют вносят и различные методики поддержания хорошего внешнего вида: пластическая хирургия, аппаратная и «фармацевтическая» косметология и т. п.
«Постарели» многие заболевания и состояния, ассоциирующиеся со старением. Если в начале ХХ века климакс наступал у женщин в возрасте 40 лет, то теперь чаще – в 50−52 года!
50 – НОВЫЕ 20
Статистика утверждает: те, кто воспринимает третий возраст позитивно, живут в среднем на 7,5 года дольше, чем те, кто видит его временем немощей и угасания.
И таких людей все больше. Образ их жизни не соответствует стереотипным ролям, приписываемым старикам. Достигнув этапа второй зрелости, современный человек меняет качество жизни в лучшую сторону. Он открывает для себя другие виды деятельности или давно забытые хобби, получает дополнительное образование или переезжает на новое место и при этом чувствует себя намного более счастливым, чем в 30. Причем пик счастья приходится на 69 лет!
количество мечтаний превышает достижения – вы молоды».
Шимон Перес
Специалисты связывают это с избавлением от иллюзий молодости, осознанием личной ценности без утилитарного отношения к себе («пока я что-то могу, я нужен – другим или государству»), а также со снижением эмоционального ответа на неприятные «триггеры».
Продолжая активную жизнь, нынешние представители «третьего возраста» подтверждают выводы академика Н. Бехтеревой: если поддерживать мозг в тонусе, то в ответ мозг поддерживает в тонусе весь организм. «В процессе творчества активируются участки, важные для эмоциональной деятельности, – писала она. – В том числе в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения». Потому даже в старости надо ставить перед собой сверхзадачи – стремиться к тому, что очень важно, желанно, но кажется недостижимым: научиться кататься на гироборде, выучить новый язык, написать мемуары. При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые нервные клетки. Работающий мозг лучше справится и с последствиями инсульта.
…Генетики считают, что геном человека позволяет ему жить около 115 лет. То, что происходит с нашим телом после 50 лет, является побочным эффектом «инструкций» ДНК. А значит, для достижения максимальной продолжительности жизни следует не только бороться с болезнями, но и научиться влиять на то, что происходит внутри каждой клетки нашего тела.